Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ - это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
Оздоровительная работа в ДОУ проводится на основе нормативно - правовых документов:
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Сегодня в ГБДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования –сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников , воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью .
Эти задачи являются приоритетными в детском саду.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в нашем ДОУ.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Медико-профuлактические мероприятия обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ДОУ направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Эта работа осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии широко используются педагогами ДОУ в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Использование в режиме дня:
- индивидуальных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
- различных оздоровительных режимов (режим адаптации для вновь принятых детей, на время каникул; в летний период);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
- физкультурных занятий всех типов;
- оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) .
В воспитательно-образовательный процесс включены технологии оздоровления и профилактики такие как:
а) физминутки , физпаузы здоровья во время занятия;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение Дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
д) занятия ЛФК.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки
- Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки
- Динамический час
- Комплексы упражнений на устройствах системы «ТИСА» для комплексного развития двигательных качеств и навыков
Закаливание:
- Сон без одежды
- Ходьба босиком
- Оптимальный двигательный режим
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе имеются рубрики , освещающие вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Задачи здоровьесбережения.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеванию)
- Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
- Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
Направленность работы по здоровьесбережению.
- Лечебно-профилактическое(витаминотерапия в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
- Обеспечение психологической безопасностиличности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня).
- Оздоровительная направленностьвоспитательно-образовательногопроцесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
- Формирование валеологической культурыребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе имеются рубрики , освещающие вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
Уровень физического развития детей
Результаты диагностики уровня физического развития детей выявили положительную динамику их физического развития:
Медицинский блок включает в себя медицинский, процедурный кабинет, и оснащен необходимым медицинским инструментарием, набором медикаментов. Медицинской сестрой ведется учет и анализ общей заболеваемости воспитанников, анализ простудных заболеваний.
Вывод: В работе ДОУ большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей. Следует продолжать работу по снижению заболеваемости детей и в следующем году, продолжить взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей потребности здорового образа жизни.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы
Система закаливающих мероприятий
Положение о текущем контроле за состоянием здоровья воспитанников
Положение о создании условий для занятий с обучающимися физической культурой и спортом
Использование нетрадиционного оборудования в развитии движений у детей дошкольного возраста